Можно ли поставить ребенка на очередь в детский сад по фактическому месту проживания родителей, а не по официальной прописке?

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ).
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории муниципалитета, а также организацию общедоступного дошкольного образования осуществляет орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ.
Правила приема в образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено каких-либо ограничений на приём детей в образовательные организации по причине отсутствия у ребёнка или его родителей (законных представителей) постоянной регистрации по месту расположения указанной образовательной организации.
Частью 2 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В приёме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.


Какие существуют льготы при зачислении детей в дошкольные образовательные организации?

Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) всех типов и видов для отдельных категорий граждан может быть установлено только законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня.

Федеральным законодательством устанавливаются права для отдельных категорий граждан на внеочередное обеспечение их детей местами в дошкольных образовательных организациях:

  • для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, граждан из подразделений особого риска (пункт 12 статьи 14, пункт 12 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»);
  • для прокуроров (пункт 5 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • для судей (пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (часть 25 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Первоочередное предоставление мест в ДОО предусмотрено:

  • для детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  • для детей сотрудников полиции и некоторых иных категорий указанных граждан (часть 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);
  • для детей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и некоторых иных категорий указанных граждан (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • для детей из многодетных семей (подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке семей»);
  • для детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

Какой существует порядок оплаты, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах?

Наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования, за дошкольными образовательными организациями закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми (часть 1 статьи 65, пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании). При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Закона об образовании).

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Законом об образовании.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (часть 5 статьи 65 Закона об образовании).


Какой существует порядок финансирования дошкольных образовательных организаций и сбора денежных средств с родителей?

В соответствии со статьей 8 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оказание родителями любой спонсорской помощи образовательной организации – финансовой или материальной – является сугубо добровольным. При этом дополнительные средства перечисляются родителями на счет образовательной организации. Если нарушается принцип добровольности и происходит принудительный сбор денежных средств, это свидетельствует о неправомерности действий руководителя образовательной организации.


Какие существуют льготы на оплату детского сада для родителей с инвалидностью?

Образование в дошкольной организации бесплатно. Кроме образования дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми (часть 1 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер.

Законом об образовании установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (часть 3 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (часть 5 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

На федеральном уровне льготы по оплате родительской платы для родителей с инвалидностью не предусмотрены.


Какими нормативными актами устанавливается порядок аттестации педагогических работников?

Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ № 276) определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников.

Согласно пунктам 24, 25 Приказа № 276 аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Приказа № 276 педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.


Выплачивается ли пособие родителям (законным представителям), чьи дети не получают дошкольное образование и ожидают очереди для направления в дошкольные образовательные организации?

Действующим федеральным законодательством не предусматриваются выплаты компенсации за непредоставление ребенку места в детском саду.


Обязаны ли работники образовательных организаций проходить медицинский осмотр, если да, то за чей счёт осуществляются эти медицинские осмотры?

Работники образовательных организаций всех типов обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры с целью выявления заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.

Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 23.07.2013) работодатель не вправе допускать работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения ими обязательных медицинских осмотров (обследований).

В соответствии с частями 2 и 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации указанные выше медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Порядок проведения медицинских осмотров (обследований) работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.


Какие условия создаются для качественного обучения и воспитания ребенка возраста с тяжелым нарушением речи?

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 сентября 2013 г. №1082 представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключении комиссии указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.


Какими нормативными документами устанавливается порядок предоставления места в детском саду ребенку-инвалиду и обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья?

Зачисление в дошкольными образовательные организации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от            8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и осуществляется на основании:

  • личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
  • заключения и рекомендаций ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», которое является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органами местного самоуправления сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.

Одной из предусмотренных форм получения образования названной категорией обучающихся является инклюзивное обучение.

Любая организация, осуществляющая образовательную деятельность (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования) обязана создать специальные условия для получения образования каждым пришедшим обучающимся с особыми образовательными потребностями.

Отказано в приеме в общеобразовательную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.