Вопросы и ответы



Можно ли поставить ребенка на очередь в детский сад по фактическому месту проживания родителей, а не по официальной прописке?

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ).
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории муниципалитета, а также организацию общедоступного дошкольного образования осуществляет орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ.
Правила приема в образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено каких-либо ограничений на приём детей в образовательные организации по причине отсутствия у ребёнка или его родителей (законных представителей) постоянной регистрации по месту расположения указанной образовательной организации.
Частью 2 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В приёме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.


Какие существуют льготы при зачислении детей в дошкольные образовательные организации?

Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) всех типов и видов для отдельных категорий граждан может быть установлено только законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня.

Федеральным законодательством устанавливаются права для отдельных категорий граждан на внеочередное обеспечение их детей местами в дошкольных образовательных организациях:

  • для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, граждан из подразделений особого риска (пункт 12 статьи 14, пункт 12 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»);
  • для прокуроров (пункт 5 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • для судей (пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (часть 25 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Первоочередное предоставление мест в ДОО предусмотрено:

  • для детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  • для детей сотрудников полиции и некоторых иных категорий указанных граждан (часть 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);
  • для детей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и некоторых иных категорий указанных граждан (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • для детей из многодетных семей (подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке семей»);
  • для детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

Какой существует порядок оплаты, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах?

Наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования, за дошкольными образовательными организациями закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми (часть 1 статьи 65, пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании). При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Закона об образовании).

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Законом об образовании.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (часть 5 статьи 65 Закона об образовании).


Какой существует порядок финансирования дошкольных образовательных организаций и сбора денежных средств с родителей?

В соответствии со статьей 8 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оказание родителями любой спонсорской помощи образовательной организации – финансовой или материальной – является сугубо добровольным. При этом дополнительные средства перечисляются родителями на счет образовательной организации. Если нарушается принцип добровольности и происходит принудительный сбор денежных средств, это свидетельствует о неправомерности действий руководителя образовательной организации.


Какие существуют льготы на оплату детского сада для родителей с инвалидностью?

Образование в дошкольной организации бесплатно. Кроме образования дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми (часть 1 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер.

Законом об образовании установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (часть 3 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (часть 5 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

На федеральном уровне льготы по оплате родительской платы для родителей с инвалидностью не предусмотрены.


Какими нормативными актами устанавливается порядок аттестации педагогических работников?

Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ № 276) определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников.

Согласно пунктам 24, 25 Приказа № 276 аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Приказа № 276 педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.


Выплачивается ли пособие родителям (законным представителям), чьи дети не получают дошкольное образование и ожидают очереди для направления в дошкольные образовательные организации?

Действующим федеральным законодательством не предусматриваются выплаты компенсации за непредоставление ребенку места в детском саду.


Обязаны ли работники образовательных организаций проходить медицинский осмотр, если да, то за чей счёт осуществляются эти медицинские осмотры?

Работники образовательных организаций всех типов обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры с целью выявления заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.

Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 23.07.2013) работодатель не вправе допускать работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения ими обязательных медицинских осмотров (обследований).

В соответствии с частями 2 и 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации указанные выше медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Порядок проведения медицинских осмотров (обследований) работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.


Какие условия создаются для качественного обучения и воспитания ребенка возраста с тяжелым нарушением речи?

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 сентября 2013 г. №1082 представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключении комиссии указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.


Какими нормативными документами устанавливается порядок предоставления места в детском саду ребенку-инвалиду и обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья?

Зачисление в дошкольными образовательные организации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от            8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и осуществляется на основании:

  • личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
  • заключения и рекомендаций ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», которое является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органами местного самоуправления сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.

Одной из предусмотренных форм получения образования названной категорией обучающихся является инклюзивное обучение.

Любая организация, осуществляющая образовательную деятельность (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования) обязана создать специальные условия для получения образования каждым пришедшим обучающимся с особыми образовательными потребностями.

Отказано в приеме в общеобразовательную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.



Какие документы и ксерокопии документов должны находиться в личных делах обучающихся в соответствии с законом об образовании и не противоречить закону «О защите персональных данных»?

В настоящее время действует Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32.

В соответствии с п. 9 данного Порядка прием граждан в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Иные документы предоставляются родителями (законными представителями) детей по своему усмотрению.


В школе исчерпана предельная наполняемость двух открытых первых классов. Однако на закрепленной за школой территории остались дети, подлежащие зачислению в первый класс. Может ли школа отказать в приеме данным обучающимся со ссылкой на отсутствие свободных мест?

Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с ч. 8 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 утвержден Порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее Порядок приёма). На основании данного Порядка приёма и в части, не урегулированной законодательством, образовательные организации самостоятельно устанавливают правила приема.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ). Отметим, что данное положение законодательства не является новым и присутствовало в прежнем Законе РФ «Об образовании». Как установлено в п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Тем самым Федеральный закон гарантирует преимущественное право в приеме на обучение в общеобразовательные организации детей по принципу «микрорайона», закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением.

Отметим, что при закреплении территории за конкретным общеобразовательным учреждением орган местного самоуправления не указывает точное число детей, которые потенциально будут зачислены на обучение. В связи с этим в целях планирования общего количества классов-комплектов по всем образовательным организациям, подведомственным учредителю, зачисление на обучение начинается с 1 февраля, то есть за семь месяцев до начала очередного учебного года. В таком случае общеобразовательные организации получают своего рода ресурс подготовки к новому учебному году исходя из текущего набора обучающихся.

Прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление оформляется распорядительным актом образовательной организации в течение 7 рабочих дней после приема документов.

Общеобразовательная организация обязана принять всех детей, проживающих на закрепленной территории, и сформировать соответствующее количество классов-комплектов (с учетом СанПиН).

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).

Отметим, что законодательство об образовании по-прежнему не раскрывает понятие «свободное место» применительно к приёму на обучение в государственные (муниципальные) общеобразовательные организации. Единственными критериями остаются общая численность обучающихся в разрезе числа классов-комплектов в соответствии с количеством учебных площадей и предельная наполняемость классов (групп) обучающихся согласно СанПиН.


Вправе ли общеобразовательная организация сократить сроки каникул, если в период учебного процесса деятельность данной организации приостанавливалась на карантин?

Нет, не вправе. Каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Примерно такое же определение каникул дано в соответствующих санитарных правилах и нормативах. Каждый обучающийся имеет право на каникулы.

Как следует из положений законодательства, продолжительность и периодичность каникул устанавливается календарным учебным графиком, который является частью образовательной программы в силу п. 9 ст. 2 данного Федерального закона. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (п. 6 ч. 3 ст. 28). Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 10 ст. 13).

Карантин является ограничительным мероприятием административного характера, направленным на предотвращение распространения инфекционных заболеваний (ст. 1Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Очевидно, что каникулы как плановые перерывы для отдыха не имеют ничего общего с периодом карантина, в течение которого образовательный процесс может продолжаться в формах, не связанных с посещением детьми образовательных организаций. То есть период карантина никак не может подменять период каникул.

Отметим, что сокращение каникул будет являться нарушением прав граждан в области образования и влечет административную ответственность.


Обязаны ли общеобразовательные организации заниматься лечебной физкультурой с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по медицинским показаниям?

Лечебная физкультура является медицинской услугой, подлежащей лицензированию как вид медицинской деятельности (Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Оказывать услуги по лечебной физкультуре вправе специалист с соответствующим профессиональным образованием и квалификацией.

Содержание услуги по лечебной физкультуре не связано с содержанием образовательной программы общеобразовательной организации. Вместе с тем каждая образовательная организация в соответствии со ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ должна осуществлять определенную деятельность, нацеленную на охрану здоровья обучающихся, в частности, организовывать и создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом. Поэтому при соблюдении указанных выше условий (наличие специалистов, лицензии, дополнительного финансирования) образовательная организация может оказывать услуги и по лечебной физкультуре.

Представляется, что более эффективным способом организации лечебной физкультуры будет предоставление базы образовательной организации для работы медицинской организации.


Имеет ли право администрация школы перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей по причине создания данным ребенком и его родителями конфликтной обстановки в классе?

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила перевода обучающихся между классами (например, «Правила перевода, отчисления и восстановления обучающихся образовательной организации»).

Соответственно, администрация учебного заведения вправе перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей, если такое согласие не требуется в соответствии с локальным актом образовательной организации. Напротив, если локальными нормативными актами требуется получение согласия родителей (законных представителей) на перевод обучающегося, осуществить перевод обучающегося самостоятельно образовательная организация не вправе.


Можно ли отстранить обучающегося от образовательного процесса, отказавшегося от прохождения противотуберкулезных мероприятий?

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9 и 10 указанного Федерального закона.

Таким образом, оказание противотуберкулезной помощи несовершеннолетним обучающим осуществляется в добровольном порядке на основании информированного согласия на медицинское вмешательство родителей (законных представителей) обучающихся.

Кроме этого, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ не указывает на непрохождение мероприятий противотуберкулезной помощи в качестве основания для приостановления отношений между обуючащимся и образовательной организацией.


Если у обучающегося в 3 классе образовалась академическая задолженность и он её не ликвидировал, а родители не хотят оставлять ребенка на повторный год обучения, а рекомендаций ПМПК нет?

В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Законодательство не предоставляет иных возможностей выхода из сложившейся ситуации, кроме указанных выше. В случае отсутствия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по адаптированным образовательным программам, родители обязаны выбрать одну из двух оставшихся возможных траекторий — повторное обучение либо обучение по индивидуальному учебному плану.


В ряде классов общеобразовательной организации по причине отсутствия учителей в течение учебного года не до конца выполнен учебный план. Вправе ли общеобразовательная организация перенести на насколько дней окончание учебного года, если дата «Последнего звонка» уже утверждена в централизованном порядке?

Так называемый «Последний звонок» не является юридически значимым фактом, который порождал бы какие-либо правовые последствия. Законодательством РФ об образовании такое мероприятие не предусмотрено, хотя и не запрещено. Это мероприятие — дань традиции российского образования. Учебный план, в свою очередь, должен быть выполнен в обязательном порядке. Причем никаких сроков для окончания учебного года действующим законодательством не предусмотрено — это внутреннее дело каждой образовательной организации, которая самостоятельно утверждает годовой календарный учебный график (статьи 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, каждая образовательная организация вправе изменять сроки данного графика по своему усмотрению. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ). При этом, согласно п. 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, в процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.

Учебный год будет считаться оконченным по факту исполнения образовательной программы, а не по «последнему звонку», насколько бы не было торжественным данное мероприятие.


Где хранятся аттестаты выпускников уровня основного общего образования, которые поступили на обучение по программам среднего общего образования или среднего профессионального образования? Нужно ли сдавать эти аттестаты в соответствующие образовательные организации при поступлении на обучение?

Согласно ч. 8 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ порядок приема лиц на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказомМинобрнауки России от 22 января 2014 года № 32, устанавливает, что при приеме для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца (п. 11).

В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. № 36, при подаче заявления (на русском языке) о приеме в образовательные организации граждане Российской Федерации предъявляют, в частности оригинал или ксерокопию документа об образовании и (или) квалификации (п. 21.1.).

В буквальном смысле термины «представляют» и «предъявляют» не является синонимом термина «сдают». Кроме того, при отсутствии в правовой норме слов об оригинале документа юридически допустимо представлять его нотариально заверенную копию. Очевидно, что смысл предоставления аттестата об основном общем образовании при приеме на обучение на уровне среднего общего образования или среднего профессионального образования состоит в том, чтобы образовательная организация имела возможность убедиться в наличии у поступающего образования предыдущего уровня в соответствии с ч. 5 ст. 66 и ч. 2 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, в законодательстве об образовании не устанавливается обязанности сдачи на хранение аттестата об основном общем образовании при поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего общего образования либо среднего профессионального образования. Для подтверждения наличия образования предыдущего уровня достаточно предъявить данный документ при подаче соответствующего заявления, а при поступлении на обучение по программам среднего профессионального образования также возможно представить копию соответствующего документа. Кроме того, следует иметь в виду, что законодательство не содержит норм, позволяющих образовательной организации удерживать сданный ранее на хранение документ об образовании, если обучающийся обратился с заявлением о его возврате.


Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА. Какие варианты продолжения образования для него предусмотрены законодательством? На каком основании можно оставить этого учащегося на повторное обучение, и в каком классе он будет числиться в таком случае?

Освоение образовательной программы основного общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной (ч. 3 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ). К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, т.е. имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных (п. 9 Порядкапроведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394). Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Учащийся 9 класса, не допущенный до ГИА по причине академической задолженности, будет считаться не освоившим образовательную программу основного общего образования. В силу части 5 ст. 66 указанного Федерального закона такой учащийся не допускается к обучению на уровне среднего общего образования, а также не может быть переведен в следующий класс на данный уровень обучения условно – как это было бы возможно в иных случаях возникновения академической задолженности (ч. 8 ст. 58).

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности (ч. 5 ст. 58).

Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (часть шестая п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015, с изменениями). Положения законодательства об образовании относительно последствий неликвидации академической задолженности в данном случае не связаны с обязательным переводом учащегося в следующий класс условно, так как такой перевод недопустим. Это, в свою очередь, означает, что учащийся 9-го класса, имеющий академическую задолженность по указанной причине, по усмотрению его родителей (законных представителей) может быть оставлен на повторное обучение, переведен на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. При этом целью повторного обучения либо перевода на обучение по индивидуальному учебному плану следует считать, в первую очередь, предоставление возможности ликвидировать академическую задолженность и пройти ГИА.


Каким образом осуществляется перевод обучающихся из одной общеобразовательной организации в другую с точки зрения обеспечения всеобуча? В нашем муниципалитете местное управление образованием запрещает принимать заявление о переводе и выдавать личное дело без предоставления родителями справки об устройстве ребенка в другую школу. Это законно?

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном Министерством образования и науки Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) организации, осуществляющие образовательную деятельность. Таким образом, вопрос о переводе несовершеннолетнего обучающегося из одной образовательной организации в другую до получения им основного общего образования относится к компетенции родителей (законных представителей).

Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (далее – Порядок), утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. № 177. В соответствии с пунктами 5 – 6 Порядка родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося обращаются в исходную организацию, в которой в настоящее время обучается их ребенок, с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

6. В заявлении указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

г) наименование принимающей организации, в которую переводится обучающийся. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

Образовательная организация на основании указанного заявления в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации (п. 7 Порядка). Опять же в случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

Образовательная организация выдает родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося личное дело обучающегося и документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица) (п. 8 Порядка). Таким образом, ни Федеральный закон № 273-ФЗ, ни указанный Порядок не предусматривают обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся предоставлять наряду с заявлением дополнительно справку, подтверждающую факт принятия (согласия на принятие) обучающегося в другую образовательную организацию в порядке перевода. В связи с этим такое требования является незаконным. При этом п. 12 Порядка предусматривается, что принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.


Возможно ли условно перевести обучающегося, имеющего академическую задолженность, из 4 в 5 класс (с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования)?

Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Таким образом, освоение основной общеобразовательной программы начального общего образования сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся, которая в отсутствии законодательного закрепления проведения итоговой аттестации по образовательным программам данного уровня общего образования подтверждает освоение образовательной программы начального общего образования. Согласно частям 2, 8 указанной статьи неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно. Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Таким образом, обучение по программе основного общего образования обучающихся, не освоивших программу начального общего образования, не допускается.

Исходя из изложенного обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию за 4 класс начальной школы, а тем самым не освоившие образовательную программу начального общего образования, не могут быть переведены в 5 класс для обучения на уровне основного общего образования, в том числе, условно.

В связи с этим, представляется, что в случае неликвидации до начала нового учебного года академической задолженности обучающимися, не прошедшими промежуточную аттестацию за 4 класс, наступают последствия, предусмотренные ч. 9 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ, а именно обучающиеся по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.


Предусматривается ли выдача золотых и серебряных медалей по окончании школы по действующему законодательству об образовании?

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» академическое право обучающихся на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности реализуется посредством установления таких поощрений на уровне образовательных организаций соответствующими локальными нормативными актами. Таким поощрением может быть и награждение медалью образовательной организации за успехи в учении.

Кроме того, различные меры поощрения обучающихся могут быть предусмотрены на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в том числе, в рамках реализации предусмотренного ч. 4 ст. 77 Федерального закона № 273-ФЗ права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на установление специальных денежных поощрений для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иных мер стимулирования указанных лиц.

Медали «За особые успехи в учении» не являются документами об образовании или документами об обучении, соответственно, Федеральный закон не предусматривает правового регулирования поощрений обучающихся за успехи в учебе путем их награждения золотой и серебряной медалями (медалями «За особые успехи в учении»), а также полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации по установлению их образцов.

К полномочиям федеральных органов исполнительных власти относятся установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования (п. 11 ч. 1 ст. 6), но не обучающимся и выпускникам.

Правовое значение получения таких медалей было сведено на нет несколько лет назад (с 1 января 2009 г.), когда Федеральным законом 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ были отменены льготы при поступлении в вузы для «лиц, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего образования». С этого времени такие медали играли исключительно поощрительное значение, что обусловило отсутствие необходимости регламентации награждения такими медалями на уровне нормативных правовых актов федерального уровня. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 1074 признан утратившим силу изданный ранее приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 140 «Об утверждении Положения о медалях «За особые успехи в учении». В Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, полномочия по установлению медалей «За особые успехи в учении» не предусматриваются.

Таким образом, на сегодняшний день законодательством об образовании система награждения обучающихся за успехи в учебе и ее регламентация закреплены за образовательными организациями.


В чью компетенцию входит установление режима работы школы (пяти- или шестидневной недели) и установление длительности урока 40 минут или 45 минут?

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 и п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно п. 9 ст. 2 данного Федерального закона образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций.

Ограничения в данном вопросе установлены санитарными правилами и нормативами. Так, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189) продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут (за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут). Кроме того, устанавливаются гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.

Таким образом, продолжительность уроков (40 или 45 минут) и учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией при условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных стандартов.


Обучающийся регулярно использует сквернословную речь в адрес одноклассников и учителей. Какие меры дисциплинарной ответственности можно применить? Можно ли не пускать на урок, где была использована такая речь? Перевести на очно-заочную форму обучения?

Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, если запрет использовать такую речь зафиксирован на уровне локальных нормативных актов, можно применить замечание, выговор, а также отчисление, но только если обучающийся достиг 15 лет и соблюдены иные условия для выбора этой меры дисциплинарного взыскания.

Отказ пустить на уроки невозможен, это будет нарушать право на образование. Перевести на иную форму обучения также невозможно, выбор формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) до получения основного общего образования или до достижения 18 лет, а далее – самим обучающимся (ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ).