12 февраля 2020 года для всех девятиклассников страны пройдёт итоговое собеседование по русскому языку. Что представляет собой устное собеседование? Как подготовиться к этому серьезному испытанию? Какие трудности могут ожидать девятиклассников? Сегодня мы постараемся осветить основные моменты этого экзамена.
Для чего введено устное собеседование?
Устное собеседование по русскому языку было введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи (спонтанной речи) у школьников. Оно является обязательным устным экзаменом по русскому языку в 9 классах с 2019 года.
Из каких заданий состоит устное собеседование и какие трудности могут возникнуть при прохождении экзамена?
Итоговое собеседование – это работа с текстами, включающая 4 задания. Рассмотрим подробно каждое из них.
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Какие могут быть тексты? Например, в прошлом году тексты для чтения представляли собой тексты о выдающихся людях России как прошлого, так и настоящего. Объём текста – 200 слов. Текст включает четыре микротемы. Основная сложность текста для чтения – это обилие личных имён и терминов. На подготовку к чтению у девятиклассника будет две минуты. Оценивается чтение по двум критериям: интонация и темп. Как нужно читать? Читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации, со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.
Задание 2 – подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации. При пересказе необходимо не только включить приведенное высказывание, но и обязательно сохранить все микротемы исходного текста. Необходимо учесть, что сам текст у экзаменуемого заберут, а вот цитату оставят. Какие трудности для школьников в этом задании? Прежде всего, нужно сначала правильно прочитать, а затем, в пересказе, правильно использовать личные имена. К сожалению, не все девятиклассники могут правильно прочитать такие фамилии, как Вернадский (Вернотский), Раевский (Раёвский), Циолковский (Цылковский) и так далее. Причина банальна – эти фамилии некоторые школьники слышат впервые. Как исправить ситуацию? Расширять свой знаниевый, культурный, эстетический кругозор через чтение и обучение. Кроме того, нужно не ошибиться в ударении терминов, хотя над этими словами и будет стоять соответствующий знак