В новом учебном году к реализации Целевой модели наставничества присоединились 5 образовательных организаций. За 2 года общее число учреждений-участников достигло 8, а число задействованных учеников превысило отметку 880 человек, что составляет 25% от обучающихся с 10 лет.
Целевая модель наставничества реализуется в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Ее целью является создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также педагогических работников, в том числе, молодых специалистов.
- Наставничество как форма поддержки и сопровождения участников образовательного процесса давно зарекомендовало себя с положительной стороны. В совокупности с другими формами работы данная технология позволяет более продуктивно выстроить работу внутри педагогических и ученических коллективов, эффективнее передавать знания и формировать необходимые навыки, способствует более точечной работе с учениками, нуждающимися в особом подходе,- считает начальник управления народного образования Александр Климкин.
К программе в наукограде присоединились в 2020 году. За это время удалось не только существенно расширить круг участников, но и усовершенствовать формы взаимодействия. Целевая модель наставничества в мичуринских образовательных учреждениях внедряется в трех направлениях: «Учитель-учитель», «Ученик-ученик», «Студент-ученик». Для продуктивной работы формируется база наставников и наставляемых, разрабатываются программы обучения, результаты которого в конце оценивает измерение.
Технология наставничества для формы «Учитель-Учитель» эффективна для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги. Это могут быть адаптация молодого специалиста в новом коллективе, трудности педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, профессиональное выгорание.
Форма наставничества «Ученик-Ученик» предполагает разностороннюю поддержку обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями, помощь в реализации лидерского потенциала, улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов наставляемых.
Широкие возможности для активизации профессионального и личностного потенциала наставляемого, усиления мотивации к учебе и самореализации дает форма наставничества «Студент-ученик».
Нестандартный подход – один из главных критериев, определяющих заинтересованность детей и успех работы в целом. Так, в прошлом учебном году воспитанникам детской общественной организации «Юные мичуринцы» Центра детского творчества в профессиональном самоопределении помогала студентка Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ Алина Ершова. В ходе теоретической и практической работы были подняты одни из самых актуальных для молодых людей тем: как выбрать профессию и как при этом избежать ошибок, как работает рынок профессий и что такое рынок рабочих мест, какие профессии будут востребованы в будущем.
О разносторонней личности актера как человека, профессионала, члена общества говорили на занятиях в образцовом детском коллективе «Контрасты». Причем в качестве наставников и наставляемых выступали сами дети. Отдельные темы занятий вышли за пределы группы по наставничеству на уровень школы. Так, своими знаниями по сценической речи ребята поделились с обучающимися СОШ «НТЦ №5 им. И.В. Мичурина». А об общечеловеческих ценностях с ребятами беседовал протоиерей Дмитрий Малюкин.
В дальнейшем планируется включение всех образовательных организаций Мичуринска в реализацию Целевой модели наставничества.